Бальзамы - лекарства природы

Многие продукты из окружающего нас мира издавна привлекали внимание человечества своими необычными целебными свойствами.
С древних времен людям были известны деревья и кустарники, из которых при повреждениях коры вытекают густые, смолистые, с сильным специфическим ароматом жидкости, быстро густеющие и высыхающие на воздухе. В трудах Авиценны и других известных ученых они получили название «бальзамы».
Эфиромасличными и бальзамическими растениями, а также полученными из них составами Гиппократ, Диоскорид, Гален, Авиценна и другие ученые пользовались для лечения различных болезней.
До начала нынешнего столетия копайский, перуанский, толутанский, канадский, ладанный, кедровый и другие бальзамы считались чудодейственными средствами при различных поражениях кожи, болезнях легких и верхних дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта. Они широко использовались для окуривания воздуха и с целью «облагораживания» лекарств, обладающих неприятным запахом и вкусом.
Бальзамами называли знаменитую мирру (по-арабски «горький») — смолу растения коммифоры, произрастающего в засушливых районах Северо-Восточной Африки, камеди некоторых видов молочая, бензойную смолу, добываемую из коры дерева стиракс на островах Ява, Суматра, Борнео и в Индии, находившую применение в различных религиозных культах. Смолу мастике в засохшем виде употребляли в качестве жвачки для укрепления десен и устранения неприятного запаха изо рта. Бальзамическую смолу сандарак из североафриканского сандаракового дерева применяли в зубоврачебной практике в качестве материала для пломб, а также при дизентерии.
Бальзамические смолы издавна применялись в лечебных целях как наружно, так и внутрь. Авиценна использовал сандарак при «язвах, прыщах в легких» и застарелом кашле, а также при сонливости и расширении вен (внутрь и наружно). В своем классическом труде «Канон врачебной науки» ученый дает характеристику бальзама: «Сильное средство для успокоения головной боли, если им смазывать виски, в виде капель в уши избавляет от звона и шума в ушах, успокаивает зубную боль, обостряет зрение, рассасывает опухоли и устраняет в миндалинах боли».
До наших дней дошли описания некоторых способов приготовления бальзамов Авиценной: «Нарежь кусочка­ми морской лук и свари в воде, дав хорошо прокипеть, слей воду, налей новой и вари до тех пор, пока лук покажется на ощупь мягким и хорошо сваренным, потом старательно истолки все это в меду и сделай из этого кашку». «Ис­толки молочай, подлей туда воды, процеди, замеси с мукой, приготовь пирожок, подлей вареного меда и давай есть нуждающимся в кишечных извержениях и страдающим водянкой».
В виде окуривания при различных заболеваниях, в том числе гинекологических, применяли смолы, тмин, сосновую кору.
Свежий сосновый бальзам (живица) широко применялся в народной фитотерапии славян как ранозаживляющее и противовоспалительное средство, улучшающее срастание тканей при переломах, обезболивающее, применяемое наружно при ранах и хронических трофических язвах, трещинах губ, рук, ног, фурункулезе, мокнущей экземе и др. Внутрь принимали живицу при гастрите и язве желудка, при тубер­кулезе легких, лечении грыжи и гриппа.
В народной медицине считали, что бальзам помогает при злокачественных опухолях, а при закапывании по капле ежедневно в глаза сильно жжет, но рассасывает даже застарелое бельмо. Распаренную мозоль сводили, накладывая на нее живицу. Раны при применении живицы заживали значительно быстрее и без боли. Лечили свищи, ожоги мазями, содержащими бальзам в смесях со свиным нутряным салом и воском в равных количествах, которые накладывали под повязку.
В дошедших до нашего времени древних рукописях, написанных на языках народов Ближнего, Среднего Востока и Тибета — арабском, персидском, турецком, китайском, индийском, татарском, азербайджанском, — всюду, где упоминаются бальзамы, с поразительным единодушием они расцениваются как надежное лекарство, излечивающее от многих заболеваний.
Особое место в истории медицины следует отвести бальзамам из змеиного яда — они с глубокой древности ис­пользуются для лечения различных заболеваний.
На протяжении многих столетий секреты приготовления лекарств из яда змей хранились в глубокой тайне. История сохранила до наших дней лишь немногие сведения о древних «змеиных бальзамах».
Понтийский царь Митридат VI Евпатор (132—63 гг. до н. э.) ежедневно принимал небольшие дозы змеиного яда, чтобы стать невосприимчивым к действию отавы, которую он опасался получить с 'пищей или питьем от претендентов на власть.
Созданный позднее сложный состав противоядия, содержащий различные части растений, опий, высушенные тела змей и десятки других продуктов животного, растительного и минерального происхождения, был назван митридатумом. Впоследствии на основе этого бальзама появились десятки других противоядий, в том числе самое знаменитое — терьяк, в течение многих веков применявшееся в странах Европы и Азии для лечения людей, пострадавших от укусов ядовитых пресмыкающихся.
В эпоху средневековья змеиный яд использовали для изготовления «магических напитков» и мазей от проказы и лихорадки, чумы и ревматизма, эпилепсии и болезни Паркинсона, трахомы и гнойных язв. Однако потребовалось не одно столетие, чтобы с научных позиций объяснить успех при практическом применении препаратов змеиных ядов.
В настоящее время установлено, что эта группа веществ, включающая белки, ферменты, токсины, пигменты, жиры, минеральные вещества, обладает высокой избирательностью действия, способностью вмешиваться в отдельные звенья тонких биохимических процессов, протекающих в живом организме.
Некоторые змеиные яды широко используются в качестве кровоостанавливающих, болеутоляющих, противоопухолевых средств, для профилактики и лечения мышечного и суставного ревматизма, воспалительных процессов, невралгий, радикулитов, полиартритов, плевритов, бронхиальной астмы и других заболеваний.
Лечение следует проводить под наблюдением врача и пользоваться разрешенными медицинскими препаратами или биологически активными добавками.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

"Живица кедра" © 2011
Все ресурсы Рунета